Формирование портфеля ценных бумаг и управление им
Процесс формирования портфеля ценных бумаг включает пять этапов:
* Определение инвестиционных целей.
* Проведение анализа ценных бумаг.
* Формирование портфеля.
* Ревизия портфеля.
* Оценка эффективности портфеля.
Первый этап
Все инвесторы, как индивидуальные, так и институциональные, покупая те или иные ценные бумаги, стремятся достичь определенных целей. Мы уже говорили о целях и задачах инвестора. С точки зрения формирования портфеля эти цели могут быть определены как:
* безопасность вложений;
* доходность вложений;
* рост стоимости вложений.
Под безопасностью понимается защита инвестиций от потрясений на рынке инвестиций и стабильность получения дохода. Безопасность обычно достигается в ущерб доходности и росту стоимости вложения, т.е. эти цели в известной степени альтернативны. Самыми надежными и безопасными являются государственные ценные бумаги, они практически исключают риск инвестора (хотя 1998 г. демонстрирует обратное). Более доходными считаются ценные бумаги акционерных компаний, хотя они несут в себе некоторую степень риска. Самыми рискованными считают вложения в акции молодых наукоемких компаний, зато они могут оказаться и самыми выгодными с точки зрения прироста капитала (на основе роста их курсовой стоимости). Иногда в качестве одной из инвестиционных целей выделяют ликвидность вложений. Ликвидность не обязательно связана с другими инвестиционными целями, она лишь означает способность быстрого и безубыточного для владельца обращения ценных бумаг в деньги. Итак, инвестиционные цели определяются типом инвестора и его отношением к риску.
Портфель, который соответствует представлению инвестора об оптимальном сочетании инвестиционных целей, называется сбалансированным.
Приоритет тех или иных целей определяет тип портфеля. Например, если основной целью инвестора является обеспечение безопасности вложений, то в свой консервативный портфель он будет включать ценные бумаги, выпущенные известными и надежными эмитентами и обладающие высокой ликвидностью, с небольшими рисками и стабильными средними или небольшими доходами. Наоборот, если для инвестора более важным будет наращивание капитала, то предпочтение будет отдано агрессивному портфелю, состоящему из высокорискованных ценных бумаг молодых компаний. К консервативным инвесторам относятся многие люди среднего и пожилого возраста, а также большинство институциональных инвесторов: инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и др.
Второй этап формирования инвестиционного портфеля -анализ ценных бумаг. Существуют два основных профессиональных подхода к выбору ценных бумаг: фундаментальный анализ и технический анализ.
Фундаментальный анализ основан на изучении общей экономической ситуации, состояния отраслей экономики, положения отдельных компаний, чьи ценные бумаги обращаются на рынке. Это дает возможность решить вопрос о том, какие финансовые инструменты являются привлекательными, а какие из тех, которые уже приобретены, необходимо продать. Отличительная черта фундаментального анализа - рассмотрение сущности происходящих на рынке процессов, ориентация на установление глубинных причин изменения экономической ситуации путем выявления сложных взаимосвязей между различными явлениями.
Фундаментальный анализ проводится на трех уровнях. Первый уровень - анализ состояния экономики в целом. Он позволяет выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования. Неустойчивость на макроэкономическом уровне имеет огромное значение, так как она может повлиять на ожидаемый доход и риск даже по хорошо сбалансированному портфелю. Организации, специализирующиеся на составлении экономических прогнозов, имеют свои страницы в Интернете, и любой пользователь может бесплатно их просмотреть.
Второй этап анализа - это отраслевой анализ, в ходе которого потенциальный инвестор выбирает отрасль, представляющую для него интерес. Ведь даже если анализ экономической ситуации в целом показывает, что она крайне неблагоприятна для инвестирования, это не означает, что невозможно найти отрасль или отрасли, куда можно было бы с выгодой вложить средства.
И наоборот, даже в условиях мощного экономического подъема инвестирование далеко не в любую отрасль может принести прибыль и гарантировать от значительных потерь. Вот почему так важно сделать правильный выбор отрасли для инвестирования. Для целей фундаментального анализа все отрасли условно делят на следующие группы:
Нарождающиеся отрасли - могут находиться в собственности немногих компаний, не выпускающих свои акции на рынок. Поэтому они не всегда прямо доступны инвесторам.
Растущие отрасли. Для них характерно:
* постоянное и опережающее по сравнению с другими отраслями увеличение объемов продаж и прибыли. Компании таких отраслей называют компаниями роста, а их акции - акциями роста;
* часть нераспределенной прибыли оставляют для инвестирования в развитие производства, что сужает возможности выплаты дивидендов по акциям таких компаний;
* высокий (выше среднего) темп роста цен акций за несколько лет и, как следствие, хорошие возможности прироста капитала для держателей акций. При этом надо иметь в виду, что простое повышение цены еще не делает акции акциями роста; оно должно основываться на таких постоянных факторах, как более высокая норма прибыли, растущая стоимость активов и т.п.
К растущим отраслям относятся отрасли, которые находятся на начальном этапе становления, а также традиционные отрасли, переживающие период роста в результате внедрения новых технологий или перехода на выпуск новых нетрадиционных видов продукции.
Стабильные отрасли отличаются устойчивостью развития; они в меньшей степени подвержены воздействию ситуации в экономике в целом. В таких отраслях объемы продаж и прибыль относительно стабильны и устойчивы даже в периоды экономических трудностей. Эта стабильность, конечно, не гарантирует полной защиты от снижения цен акций, но такое снижение, вероятно, будет не столь заметным, как по акциям других компаний. Вложения в ценные бумаги компаний стабильных отраслей характеризуются высокой надежностью, и, как следствие, относительно более низкой доходностью.
Различают следующие наиболее общие категории акций компаний стабильных отраслей:
* «голубые фишки» (blue chips);
* оборонительные акции;
* доходные акции.
«Голубые фишки» - это акции с наилучшими инвестиционными качествами. Компании, выпускающие такие акции, продемонстрировали способность получать прибыль и выплачивать дивиденды даже при неблагоприятной экономической конъюнктуре, занимают, как правило, монопольное положение на рынке, характеризуются финансовой мощью и эффективным менеджментом. Как и компании роста, они обладают, высокими темпами роста, но отличаются от них большими размерами и устойчивостью.
Оборонительными называют акции компаний, проявляющих относительную устойчивость к плохой конъюнктуре, более или менее стабильно получающих прибыль и выплачивающих дивиденды.
Доходными называют акции, на которые вьтлачиваются щедрые дивиденды. Амплитуда колебаний цены доходных акций и, следовательно, потенциал роста капитала незначительны.
В число устойчивых отраслей входят те, которые связаны с производством предметов текущего потребления и оказанием жизненно важных услуг, спрос на которые остается постоянным независимо от фазы цикла деловой активности, уровня инфляции и других макроэкономических факторов.
Цикличные отрасли характеризуются особой чувствительностью к деловому циклу. К ним относятся, прежде всего, отрасли, производящие средства производства, а также предметы потребления длительного пользования. Доходность и риск по инвестициям в акции компаний цикличных отраслей существенно зависят от фазы цикла деловой активности.
К увядающим относятся отрасли, применяющие устаревшую технологию или производящие устаревшую продукцию.
Спекулятивными называются отрасли, которые из-за отсутствия надежной информации представляют собой особый риск для инвесторов. Термин «спекулятивные» также может относиться к любым компаниям, чьи акции рассматриваются инвесторами как объект спекуляции.
Третий этап фундаментального анализа - анализ кампаний - наиболее сложный и трудоемкий. На этом этапе изучают финансово-хозяйственное положение компании за последние несколько лет (как правило, за 3-5 лет), эффективность управления компанией и прогнозируют перспективы ее развития.
В качестве основных источников информации используют данные годовых и квартальных отчетов компании; публикации в прессе; данные, поступающие по каналам информационных систем; материалы общих собраний акционеров и публичных выступлений руководителей компании; исследования специализированных организаций - участников фондового рынка.
Как уже отмечалось, самым удобным способом получения нужной информации, является Интернет.
Технический анализ связан с изучением динамики цен на финансовые инструменты, т.е. с результатами взаимодействия спроса и предложения. В отличие от фундаментального анализа он не предполагает рассмотрения сути экономических явлений. Это метод прогнозирования цен с помощью изучения графиков движения рынка за предыдущие периоды времени, данных биржевой статистики, выявления тенденции изменения курсов фондовых инструментов в прошлом и попытки предсказания будущего движения цен.
Число фундаментальных параметров слишком велико, чтобы все их можно было учесть при принятии торгового решения. Кроме того, сведения об изменении этих параметров поступают к участникам рынка с запаздыванием, а их интерпретация может быть ошибочной. По этим причинам ряд аналитиков полагают, что решающую роль в анализе рыночной ситуации должно иметь движение рыночной цены. Рынок практически мгновенно реагирует на все изменения в сложившейся ситуации.
Технический анализ - это метод прогнозирования динамики цен с помощью рассмотрения графиков за предыдущий период времени, основанный на математических выкладках без учета экономических показателей. Своими корнями он уходит в начало века, в теорию Чарльза Доу. Этот подход был создан для чисто прикладных целей, а именно - для получения доходов при игре вначале на рынках ценных бумаг, а затем и на фьючерсных рынках. Все методики технического анализа создавались отдельно друг от друга и лишь в 70-е годы XX в. были объединены в единую теорию с определенными принципами. На сегодняшний день можно выделить три основополагающие аксиомы технического анализа.
Цена учитывает все. Любой фактор, влияющий на цену (например, рыночную цену товара), - экономический, политический, психологический - заранее учтен и отражен в ее графике. Данное правило позволило сформулировать правило продавать при появлении хороших новостей, т.к. они сразу же отражаются на цене. Как правило, после того как хорошая новость появилась, последует откат цены. Это происходит потому, что спекулятивные игроки начинают фиксировать свою прибыль и продавать акции.
Цена двигается направленно. Эта аксиома стала основой для создания всех методик технического анализа. Главной задачей технического анализа является определение направления движения цен (или тенденций, трендов) для использования в торговле. Определение тенденции, которое дает Ч. Доу, выглядит следующим образом: при восходящей тенденции («бычий» тренд) каждый последующий пик и каждый последующий спад выше предыдущего. Другими словами, у «бычьей» тенденции конфигурация кривой должна иметь последовательно возрастающие пики и спады. Соответственно, при нисходящей тенденции («медвежий» тренд) каждые последующие пик и спад будут ниже, чем предыдущие. Такое определение тенденции является основополагающим и служит отправной точкой в анализе тенденций. Можно выделить три типа трендов: «бычий» (движение цены вверх), «медвежий» (движение цены вниз) и боковой (цена практически не движется). Помимо прочего, стоит отметить, что, согласно современному подходу к техническому анализу, тенденция действует до тех пор, пока нет явных сигналов о том, что она изменилась.
История повторяется. Данная аксиома основана на предположении о постоянстве человеческой психологии (психологии толпы). Если какое-то время назад ситуация развивалась определенным образом, то нет оснований считать, что при аналогичных первоначальных условиях участники рынка будут поступать иначе. Это правило дает возможность в новых ситуациях реализовать уже приобретенный ранее опыт.
В современном техническом анализе выделяют два метода исследований:
* графический анализ (визуально-графический подход);
* математический анализ (вероятностный подход, использующий в большей степени математические формулы).
Фундаментальный и технический анализ не исключают, а скорее дополняют друг друга, но, как правило, есть аналитики, специализирующиеся на том или ином методе. Фундаментальный анализ в целом используется для выбора соответствующей ценной бумаги, а технический анализ - для определения подходящего момента времени для инвестиции или модификации инвестиции в эту ценную бумагу. Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать богатые информационные ресурсы Интернета для проведения и фундаментального и технического анализа инвестиций.
Третий этап - формирование портфеля. На этом этапе производится отбор инвестиционных активов для включения их в портфель на основе результатов проведенного анализа ценных бумаг и с учетом целей конкретного инвестора. При этом рассматриваются такие факторы, как требуемый уровень доходности портфеля, допустимая степень риска, масштабы диверсификации. Количественные критерии формирования портфеля инвестиций с учетом этих факторов разработаны в рамках современной теории портфеля.
Четвертый этап - ревизия портфеля. Портфель подлежит периодической ревизии (пересмотру) с тем, чтобы его содержимое не пришло в противоречие с изменившейся экономической обстановкой, инвестиционными качествами отдельных ценных бумаг, а также целями инвестора. Институциональные инвесторы проводят ревизию своих портфелей довольно часто, порой ежедневно.
Пятый этап процесса управления портфелем ценных бумаг связан с периодической оценкой эффективности портфеля с точки зрения полученного дохода и риска, которому подвергался инвестор.
Рынок ценных бумаг изменчив, и для того, чтобы состав и структура портфеля соответствовали его типу, необходимо управление портфелем. Под управлением понимается применение к совокупности различных видов ценных бумаг определенных методов и технологических возможностей, которые позволяют:
* сохранить первоначально инвестированные средства;
* достигнуть максимального уровня дохода;
* обеспечить инвестиционную направленность портфеля.
Иначе говоря, процесс управления направлен на сохранение основного инвестиционного качества портфеля и тех свойств, которые соответствовали бы интересам его держателя. Поэтому необходима текущая корректировка структуры портфеля на основе мониторинга факторов, которые могут вызвать изменение его составных частей.
Совокупность применяемых к портфелю методов и технических возможностей представляет способ управления, который может быть охарактеризован как активный и пассивный.
Первым и одним из наиболее дорогостоящих, трудоемким элементом управления является мониторинг, представляющий собой непрерывный детальный анализ:
* фондового рынка, тенденций его развития;
* секторов фондового рынка;
* финансово-экономических показателей фирмы-эмитента ценных бумаг;
* инвестиционных качеств ценных бумаг.
Таким образом, конечной целью мониторинга является выбор ценных бумаг, обладающих инвестиционными свойствами, соответствующими данному типу портфеля.
Мониторинг является основой как активного, так и пассивного способов управления. Активная модель управления предполагает тщательное отслеживание и немедленное приобретение инструментов, отвечающих инвестиционным целям портфеля, а также быструю смену состава фондовых инструментов, входящих в него.
Отечественный фондовый рынок характеризуется резким изменением котировок, динамичностью процессов, высоким уровнем риска. Все это позволяет считать, что состояние российского фондового рынка адекватно активной модели мониторинга, которая делает управление портфеля эффективным.
Мониторинг является базой для прогнозирования размера возможных доходов от инвестиционных средств и интенсификации операций с ценными бумагами
Инвестор, занимающийся активным управлением, должен суметь отследить и прибрести наиболее эффективные ценные бумаги и максимально быстро избавиться от низкодоходных активов. При этом необходимо сопоставлять стоимость, доходность, риск и иные инвестиционные характеристики «нового» портфеля с учетом вновь приобретенных ценных бумаг и продажи низкодоходных с аналогичными характеристиками имеющегося «старого» портфеля. Кроме того, надо учесть затраты по изменению состава портфеля, что в определенной степени зависит от формы обмена.
Инвестор должен уметь опережать конъюнктуру фондового рынка и превратить в реальность то, что подсказывает анализ. От него требуются смелость и решительность в реализации замыслов в сочетании с осторожностью и точным расчетом. Затраты по активному управлению портфелем довольно высоки.
Пассивное управление предполагает создание диверсифицированных портфелей с заранее определенным уровнем риска, рассчитанным на длительную перспективу. Такой подход возможен при достаточно эффективном рынке, насыщенном ценными бумагами высокого качества. Продолжительность «жизни» портфеля предполагает стабильность процессов на фондовом рынке.
Выбор тактики управления зависит также от способности менеджера (инвестора) выбирать ценные бумаги и прогнозировать состояние
Если он плохо ориентируется в ценных бумагах или не учитывает время, то ему следует создать диверсифицированный портфель и держать риск на желаемом уровне. Если инвестор уверен, что он в состоянии верно спрогнозировать состояние рынка, ему можно менять состав портфеля в зависимости от рыночных перемен и выбранного им вида управления. Например, пассивный метод управления возможен по портфелю облигаций.
Как активная, так и пассивная модели управления могут быть реализованы банком через доверительное управление.
Процесс формирования портфеля ценных бумаг включает пять этапов:
* Определение инвестиционных целей.
* Проведение анализа ценных бумаг.
* Формирование портфеля.
* Ревизия портфеля.
* Оценка эффективности портфеля.
Первый этап
Все инвесторы, как индивидуальные, так и институциональные, покупая те или иные ценные бумаги, стремятся достичь определенных целей. Мы уже говорили о целях и задачах инвестора. С точки зрения формирования портфеля эти цели могут быть определены как:
* безопасность вложений;
* доходность вложений;
* рост стоимости вложений.
Под безопасностью понимается защита инвестиций от потрясений на рынке инвестиций и стабильность получения дохода. Безопасность обычно достигается в ущерб доходности и росту стоимости вложения, т.е. эти цели в известной степени альтернативны. Самыми надежными и безопасными являются государственные ценные бумаги, они практически исключают риск инвестора (хотя 1998 г. демонстрирует обратное). Более доходными считаются ценные бумаги акционерных компаний, хотя они несут в себе некоторую степень риска. Самыми рискованными считают вложения в акции молодых наукоемких компаний, зато они могут оказаться и самыми выгодными с точки зрения прироста капитала (на основе роста их курсовой стоимости). Иногда в качестве одной из инвестиционных целей выделяют ликвидность вложений. Ликвидность не обязательно связана с другими инвестиционными целями, она лишь означает способность быстрого и безубыточного для владельца обращения ценных бумаг в деньги. Итак, инвестиционные цели определяются типом инвестора и его отношением к риску.
Портфель, который соответствует представлению инвестора об оптимальном сочетании инвестиционных целей, называется сбалансированным.
Приоритет тех или иных целей определяет тип портфеля. Например, если основной целью инвестора является обеспечение безопасности вложений, то в свой консервативный портфель он будет включать ценные бумаги, выпущенные известными и надежными эмитентами и обладающие высокой ликвидностью, с небольшими рисками и стабильными средними или небольшими доходами. Наоборот, если для инвестора более важным будет наращивание капитала, то предпочтение будет отдано агрессивному портфелю, состоящему из высокорискованных ценных бумаг молодых компаний. К консервативным инвесторам относятся многие люди среднего и пожилого возраста, а также большинство институциональных инвесторов: инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и др.
Второй этап формирования инвестиционного портфеля -анализ ценных бумаг. Существуют два основных профессиональных подхода к выбору ценных бумаг: фундаментальный анализ и технический анализ.
Фундаментальный анализ основан на изучении общей экономической ситуации, состояния отраслей экономики, положения отдельных компаний, чьи ценные бумаги обращаются на рынке. Это дает возможность решить вопрос о том, какие финансовые инструменты являются привлекательными, а какие из тех, которые уже приобретены, необходимо продать. Отличительная черта фундаментального анализа - рассмотрение сущности происходящих на рынке процессов, ориентация на установление глубинных причин изменения экономической ситуации путем выявления сложных взаимосвязей между различными явлениями.
Фундаментальный анализ проводится на трех уровнях. Первый уровень - анализ состояния экономики в целом. Он позволяет выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования. Неустойчивость на макроэкономическом уровне имеет огромное значение, так как она может повлиять на ожидаемый доход и риск даже по хорошо сбалансированному портфелю. Организации, специализирующиеся на составлении экономических прогнозов, имеют свои страницы в Интернете, и любой пользователь может бесплатно их просмотреть.
Второй этап анализа - это отраслевой анализ, в ходе которого потенциальный инвестор выбирает отрасль, представляющую для него интерес. Ведь даже если анализ экономической ситуации в целом показывает, что она крайне неблагоприятна для инвестирования, это не означает, что невозможно найти отрасль или отрасли, куда можно было бы с выгодой вложить средства.
И наоборот, даже в условиях мощного экономического подъема инвестирование далеко не в любую отрасль может принести прибыль и гарантировать от значительных потерь. Вот почему так важно сделать правильный выбор отрасли для инвестирования. Для целей фундаментального анализа все отрасли условно делят на следующие группы:
Нарождающиеся отрасли - могут находиться в собственности немногих компаний, не выпускающих свои акции на рынок. Поэтому они не всегда прямо доступны инвесторам.
Растущие отрасли. Для них характерно:
* постоянное и опережающее по сравнению с другими отраслями увеличение объемов продаж и прибыли. Компании таких отраслей называют компаниями роста, а их акции - акциями роста;
* часть нераспределенной прибыли оставляют для инвестирования в развитие производства, что сужает возможности выплаты дивидендов по акциям таких компаний;
* высокий (выше среднего) темп роста цен акций за несколько лет и, как следствие, хорошие возможности прироста капитала для держателей акций. При этом надо иметь в виду, что простое повышение цены еще не делает акции акциями роста; оно должно основываться на таких постоянных факторах, как более высокая норма прибыли, растущая стоимость активов и т.п.
К растущим отраслям относятся отрасли, которые находятся на начальном этапе становления, а также традиционные отрасли, переживающие период роста в результате внедрения новых технологий или перехода на выпуск новых нетрадиционных видов продукции.
Стабильные отрасли отличаются устойчивостью развития; они в меньшей степени подвержены воздействию ситуации в экономике в целом. В таких отраслях объемы продаж и прибыль относительно стабильны и устойчивы даже в периоды экономических трудностей. Эта стабильность, конечно, не гарантирует полной защиты от снижения цен акций, но такое снижение, вероятно, будет не столь заметным, как по акциям других компаний. Вложения в ценные бумаги компаний стабильных отраслей характеризуются высокой надежностью, и, как следствие, относительно более низкой доходностью.
Различают следующие наиболее общие категории акций компаний стабильных отраслей:
* «голубые фишки» (blue chips);
* оборонительные акции;
* доходные акции.
«Голубые фишки» - это акции с наилучшими инвестиционными качествами. Компании, выпускающие такие акции, продемонстрировали способность получать прибыль и выплачивать дивиденды даже при неблагоприятной экономической конъюнктуре, занимают, как правило, монопольное положение на рынке, характеризуются финансовой мощью и эффективным менеджментом. Как и компании роста, они обладают, высокими темпами роста, но отличаются от них большими размерами и устойчивостью.
Оборонительными называют акции компаний, проявляющих относительную устойчивость к плохой конъюнктуре, более или менее стабильно получающих прибыль и выплачивающих дивиденды.
Доходными называют акции, на которые вьтлачиваются щедрые дивиденды. Амплитуда колебаний цены доходных акций и, следовательно, потенциал роста капитала незначительны.
В число устойчивых отраслей входят те, которые связаны с производством предметов текущего потребления и оказанием жизненно важных услуг, спрос на которые остается постоянным независимо от фазы цикла деловой активности, уровня инфляции и других макроэкономических факторов.
Цикличные отрасли характеризуются особой чувствительностью к деловому циклу. К ним относятся, прежде всего, отрасли, производящие средства производства, а также предметы потребления длительного пользования. Доходность и риск по инвестициям в акции компаний цикличных отраслей существенно зависят от фазы цикла деловой активности.
К увядающим относятся отрасли, применяющие устаревшую технологию или производящие устаревшую продукцию.
Спекулятивными называются отрасли, которые из-за отсутствия надежной информации представляют собой особый риск для инвесторов. Термин «спекулятивные» также может относиться к любым компаниям, чьи акции рассматриваются инвесторами как объект спекуляции.
Третий этап фундаментального анализа - анализ кампаний - наиболее сложный и трудоемкий. На этом этапе изучают финансово-хозяйственное положение компании за последние несколько лет (как правило, за 3-5 лет), эффективность управления компанией и прогнозируют перспективы ее развития.
В качестве основных источников информации используют данные годовых и квартальных отчетов компании; публикации в прессе; данные, поступающие по каналам информационных систем; материалы общих собраний акционеров и публичных выступлений руководителей компании; исследования специализированных организаций - участников фондового рынка.
Как уже отмечалось, самым удобным способом получения нужной информации, является Интернет.
Технический анализ связан с изучением динамики цен на финансовые инструменты, т.е. с результатами взаимодействия спроса и предложения. В отличие от фундаментального анализа он не предполагает рассмотрения сути экономических явлений. Это метод прогнозирования цен с помощью изучения графиков движения рынка за предыдущие периоды времени, данных биржевой статистики, выявления тенденции изменения курсов фондовых инструментов в прошлом и попытки предсказания будущего движения цен.
Число фундаментальных параметров слишком велико, чтобы все их можно было учесть при принятии торгового решения. Кроме того, сведения об изменении этих параметров поступают к участникам рынка с запаздыванием, а их интерпретация может быть ошибочной. По этим причинам ряд аналитиков полагают, что решающую роль в анализе рыночной ситуации должно иметь движение рыночной цены. Рынок практически мгновенно реагирует на все изменения в сложившейся ситуации.
Технический анализ - это метод прогнозирования динамики цен с помощью рассмотрения графиков за предыдущий период времени, основанный на математических выкладках без учета экономических показателей. Своими корнями он уходит в начало века, в теорию Чарльза Доу. Этот подход был создан для чисто прикладных целей, а именно - для получения доходов при игре вначале на рынках ценных бумаг, а затем и на фьючерсных рынках. Все методики технического анализа создавались отдельно друг от друга и лишь в 70-е годы XX в. были объединены в единую теорию с определенными принципами. На сегодняшний день можно выделить три основополагающие аксиомы технического анализа.
Цена учитывает все. Любой фактор, влияющий на цену (например, рыночную цену товара), - экономический, политический, психологический - заранее учтен и отражен в ее графике. Данное правило позволило сформулировать правило продавать при появлении хороших новостей, т.к. они сразу же отражаются на цене. Как правило, после того как хорошая новость появилась, последует откат цены. Это происходит потому, что спекулятивные игроки начинают фиксировать свою прибыль и продавать акции.
Цена двигается направленно. Эта аксиома стала основой для создания всех методик технического анализа. Главной задачей технического анализа является определение направления движения цен (или тенденций, трендов) для использования в торговле. Определение тенденции, которое дает Ч. Доу, выглядит следующим образом: при восходящей тенденции («бычий» тренд) каждый последующий пик и каждый последующий спад выше предыдущего. Другими словами, у «бычьей» тенденции конфигурация кривой должна иметь последовательно возрастающие пики и спады. Соответственно, при нисходящей тенденции («медвежий» тренд) каждые последующие пик и спад будут ниже, чем предыдущие. Такое определение тенденции является основополагающим и служит отправной точкой в анализе тенденций. Можно выделить три типа трендов: «бычий» (движение цены вверх), «медвежий» (движение цены вниз) и боковой (цена практически не движется). Помимо прочего, стоит отметить, что, согласно современному подходу к техническому анализу, тенденция действует до тех пор, пока нет явных сигналов о том, что она изменилась.
История повторяется. Данная аксиома основана на предположении о постоянстве человеческой психологии (психологии толпы). Если какое-то время назад ситуация развивалась определенным образом, то нет оснований считать, что при аналогичных первоначальных условиях участники рынка будут поступать иначе. Это правило дает возможность в новых ситуациях реализовать уже приобретенный ранее опыт.
В современном техническом анализе выделяют два метода исследований:
* графический анализ (визуально-графический подход);
* математический анализ (вероятностный подход, использующий в большей степени математические формулы).
Фундаментальный и технический анализ не исключают, а скорее дополняют друг друга, но, как правило, есть аналитики, специализирующиеся на том или ином методе. Фундаментальный анализ в целом используется для выбора соответствующей ценной бумаги, а технический анализ - для определения подходящего момента времени для инвестиции или модификации инвестиции в эту ценную бумагу. Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать богатые информационные ресурсы Интернета для проведения и фундаментального и технического анализа инвестиций.
Третий этап - формирование портфеля. На этом этапе производится отбор инвестиционных активов для включения их в портфель на основе результатов проведенного анализа ценных бумаг и с учетом целей конкретного инвестора. При этом рассматриваются такие факторы, как требуемый уровень доходности портфеля, допустимая степень риска, масштабы диверсификации. Количественные критерии формирования портфеля инвестиций с учетом этих факторов разработаны в рамках современной теории портфеля.
Четвертый этап - ревизия портфеля. Портфель подлежит периодической ревизии (пересмотру) с тем, чтобы его содержимое не пришло в противоречие с изменившейся экономической обстановкой, инвестиционными качествами отдельных ценных бумаг, а также целями инвестора. Институциональные инвесторы проводят ревизию своих портфелей довольно часто, порой ежедневно.
Пятый этап процесса управления портфелем ценных бумаг связан с периодической оценкой эффективности портфеля с точки зрения полученного дохода и риска, которому подвергался инвестор.
Рынок ценных бумаг изменчив, и для того, чтобы состав и структура портфеля соответствовали его типу, необходимо управление портфелем. Под управлением понимается применение к совокупности различных видов ценных бумаг определенных методов и технологических возможностей, которые позволяют:
* сохранить первоначально инвестированные средства;
* достигнуть максимального уровня дохода;
* обеспечить инвестиционную направленность портфеля.
Иначе говоря, процесс управления направлен на сохранение основного инвестиционного качества портфеля и тех свойств, которые соответствовали бы интересам его держателя. Поэтому необходима текущая корректировка структуры портфеля на основе мониторинга факторов, которые могут вызвать изменение его составных частей.
Совокупность применяемых к портфелю методов и технических возможностей представляет способ управления, который может быть охарактеризован как активный и пассивный.
Первым и одним из наиболее дорогостоящих, трудоемким элементом управления является мониторинг, представляющий собой непрерывный детальный анализ:
* фондового рынка, тенденций его развития;
* секторов фондового рынка;
* финансово-экономических показателей фирмы-эмитента ценных бумаг;
* инвестиционных качеств ценных бумаг.
Таким образом, конечной целью мониторинга является выбор ценных бумаг, обладающих инвестиционными свойствами, соответствующими данному типу портфеля.
Мониторинг является основой как активного, так и пассивного способов управления. Активная модель управления предполагает тщательное отслеживание и немедленное приобретение инструментов, отвечающих инвестиционным целям портфеля, а также быструю смену состава фондовых инструментов, входящих в него.
Отечественный фондовый рынок характеризуется резким изменением котировок, динамичностью процессов, высоким уровнем риска. Все это позволяет считать, что состояние российского фондового рынка адекватно активной модели мониторинга, которая делает управление портфеля эффективным.
Мониторинг является базой для прогнозирования размера возможных доходов от инвестиционных средств и интенсификации операций с ценными бумагами
Инвестор, занимающийся активным управлением, должен суметь отследить и прибрести наиболее эффективные ценные бумаги и максимально быстро избавиться от низкодоходных активов. При этом необходимо сопоставлять стоимость, доходность, риск и иные инвестиционные характеристики «нового» портфеля с учетом вновь приобретенных ценных бумаг и продажи низкодоходных с аналогичными характеристиками имеющегося «старого» портфеля. Кроме того, надо учесть затраты по изменению состава портфеля, что в определенной степени зависит от формы обмена.
Инвестор должен уметь опережать конъюнктуру фондового рынка и превратить в реальность то, что подсказывает анализ. От него требуются смелость и решительность в реализации замыслов в сочетании с осторожностью и точным расчетом. Затраты по активному управлению портфелем довольно высоки.
Пассивное управление предполагает создание диверсифицированных портфелей с заранее определенным уровнем риска, рассчитанным на длительную перспективу. Такой подход возможен при достаточно эффективном рынке, насыщенном ценными бумагами высокого качества. Продолжительность «жизни» портфеля предполагает стабильность процессов на фондовом рынке.
Выбор тактики управления зависит также от способности менеджера (инвестора) выбирать ценные бумаги и прогнозировать состояние
Если он плохо ориентируется в ценных бумагах или не учитывает время, то ему следует создать диверсифицированный портфель и держать риск на желаемом уровне. Если инвестор уверен, что он в состоянии верно спрогнозировать состояние рынка, ему можно менять состав портфеля в зависимости от рыночных перемен и выбранного им вида управления. Например, пассивный метод управления возможен по портфелю облигаций.
Как активная, так и пассивная модели управления могут быть реализованы банком через доверительное управление.